Увольнение преподавателя вуза как ппроходит

Можно ли уволить учителя и на каких основаниях? Причины увольнения учителя

Увольнение преподавателя вуза как ппроходит

Нередко родители детей пишут жалобы на учителей в вышестоящие инстанции. Чтобы удостовериться в описанном факте нарушения, необходимо провести тщательную служебную проверку.

Можно ли уволить учителя за жалобы родителей? Но есть и другие основания, которые, при определенных обстоятельствах и выполнении ряда условий, могут стать основанием для увольнения учителя (ст.

336 ТК РФ):

  • нарушение устава образовательного учреждения;
  • применение насильственных действий к учащимся;
  • достижение педагогом определенного возраста;
  • неизбрание педагога на должность по конкурсу.

Рассмотрим каждое нарушение отдельно.

Нарушение положений устава

Чтобы уволить учителя по этому основанию. Необходимо соблюдение следующих условий:

  • совершение грубого нарушения;
  • несколько нарушений в течение учебного года.

Типовой устав образовательного учреждения включает в себя следующие положения:

  • соблюдение локальных актов;
  • добросовестное исполнение своих должностных обязанностей;
  • корректное поведение педагога по отношению к ученикам.

Если педагог не соблюдает эти положения, он нарушает устав. А понятия «грубого нарушения» в законе не определено. Это определяет руководитель образовательного учреждения. Но, чтобы не было разногласий, перечень таких нарушений нужно прописать в уставе учреждения. Это позволит избежать судебных заседаний и разбирательств.

Данные действия педагога попадают под понятие дисциплинарных нарушений, поэтому увольнение нужно производить с учетом ст. 192 и 193 ТК РФ.

Расследование нарушений положений устава можно быть проведено только по письменной жалобе. Копия жалобы вручается самому учителю. Руководитель должен потребовать от нарушителя письменных объяснений.

Увольнение возможно только в случае грубейших нарушений, при рядовых нарушениях трудовой дисциплины объявляется замечание, выговор.

Причем, если нарушена процедура объявления дисциплинарного взыскания, оно считается не имеющим юридической силы.

Обратите внимание, что предъявить дисциплинарное взыскание можно только за конкретные, документально зафиксированные нарушения трудовой дисциплины, нельзя уволить учителя за то, что он не обязан делать согласно трудовому договору, должностным обязанностям, приказам и документации ОУ, с которой он официально ознакомлен. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, то есть наказание должно быть соразмерно проступку.

Читайте вопрос и ответ Сделали выговор, лишили оплаты за классное руководство. Правомерно ли это?

Применение учителем к учащимся насильственных действий

В данном случае насильственными действиями учителя по отношению к ученикам, нужно считать:

  • Преднамеренное нанесение телесных травм и повреждений. Такие действия педагога должны вызвать необходимость обращения за помощью как врача, так и психолога.
  • Систематическое психическое насилие в форме угроз, оскорблений, унижения достоинства ребенка.
  • Систематическое предъявление к ребенку завышенных требований, необоснованной критики.
  • Других действий, которые могут привести к нарушению психологического и психического здоровья ребенка.

Данное нарушение также является дисциплинарным, и увольнение является следствием совершения педагогом противоправных действий.

Причиной увольнения не может быть применение таких действий по неосторожности или случайно. Увольнение по этому основанию может быть применено к учителю также и по решению суда.

Суд выносит свое решение после проведения следственных действий, и наличия доказательств вины педагога.

Если процедура увольнения не будет соблюдена, учитель имеет право подать иск в районный суд по месту своего жительства, согласно ст. 24 ГПК РФ. Суть иска — восстановление на рабочем месте и оплата вынужденного прогула. Иск можно подать в течение трех месяцев после увольнения.

Достижение учителем определенного возраста

Достижение пенсионного возраста еще не является основанием для расторжения трудового договора с педагогом. Но это основание применимо к руководителям образовательных учреждений.

По достижении ими 65-летнего возраста эти работники могут быть переведены на другое рабочее место, которое соответствует их квалификации и опыту работы.

Но перевод не может быть осуществлен без письменного согласия руководителя.

Если такой должности нет, то договор с педагогическим работником прекращается. Уточняйте законодательство РФ на текущий момент, это положение может быть изменено.

Педагога не избрали на конкурсную должность

Это основание также применяется к директорам школ и их заместителям. Если директор школы не был выбран на эту должность или сам отказался участвовать в конкурсе, трудовой договор с ним прекращается.

Другие снования увольнения учителя

В ст. 77 ТК РФ приведены общие основания для прекращения трудового договора с любым работником, в том числе и с учителем. Это:

  • инициатива самого работника;
  • соглашение обеих сторон;
  • инициатива работодателя.

Уволить учителя по последнему основанию довольно сложно, только при наличии следующих причин, которые перечислены в ст. 81 ТК РФ:

  • прогул;
  • сокращение численности штата школы или должностей;
  • ликвидация школы или ее реорганизация;
  • несоответствие занимаемой должности. Несоответствие может быть установлено только по итогам аттестации. В ст. 49 Федерального Закона от 29. 12. 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» сказано, что аттестация проводится для подтверждения квалификации педработника. Но руководитель образовательного учреждения не обязан увольнять учителя. Он может направить его на курсы повышения квалификации, либо перевести на иную должность. Если учителя не устраивает ни один из вариантов, то трудовой договор с ним расторгается на основании п. 3 ст. 81 ТК РФ;
  • появление учителя на рабочем месте в состоянии алкогольного или другого вида опьянения. Этот факт должен быть зафиксирован медиком. Директор школы имеет право применить к учителю такой вид дисциплинарного взыскания как увольнение;
  • совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
  • совершения хищения на рабочем месте. Вина учителя должна быть доказана в судебном порядке. Поэтому директор должен вызвать сотрудников полиции. После проведения следственных мероприятий, дело будет передано в суд. Если суд докажет вину учителя, директор увольняет последнего в течение месяца после вынесения решения.

Советы учителю

В школах встречаются не только неадекватные ученики, но и неадекватные родители, которые постоянно пишут жалобы на педагога в вышестоящие инстанции. Чтобы не стать жертвой незаконного увольнения, учитель должен:

  • корректно вести себя как с учениками, так и с их родителями;
  • не допускать обсуждения личности ученика среди других детей или их родителей;
  • при возникновении проблем у ребенка провести беседу с его родителями;
  • если в классе разгорается конфликт ученика и учителя, то поведение учителя не должно выходить за рамки. То есть он не должен допустить применения к нему оснований по применению насильственных действий.

Если дело дойдет до судебного разбирательства, учитель, также как и родитель, должны представить суду доказательства совершения или несовершения педагогом виновных действий.

Это могут быть показания других учителей, показания учеников и их родителей, сотрудников школы. Можно также представить суду записи с диктофона или камеры телефона.

Особенную роль для учителя играет характеристика учителя с места работы, награды.

Об авторе: Елена Михайлова, юрист.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/kadry/6291_kak_i_za_chto_uvolit_uchitelya

Как проходит избрание по конкурсу преподавателей в вузах

Увольнение преподавателя вуза как ппроходит

Педагогические работники, с точки зрения трудового законодательства, — довольно специфическая категория.

Это выражается и в расчете рабочего времени, и в определении минимального стажа для выхода на пенсию, и в дополнительных льготах. Но особо среди них выделяются научно-педагогические кадры — те, кто трудится в вузах.

Их даже принимают на работу иначе — в порядке конкурса. О нем мы и поговорим подробно в этой статье.

Законно ли это?

Отвечаем сразу — да. Более того, это не право руководителя университета или института, а его обязанность. Ведь статья 332 Трудового кодекса РФ гласит: сначала проходит избрание по конкурсу, а только после этого можно заключать трудовой договор.

Однако здесь есть несколько исключений. Конкурс проводить необязательно, если:

  • вуз (его филиал, городское представительство) только что создан, и профессорско-преподавательский состав формируется с нуля;
  • педагога берут не в штат, а по совместительству;
  • новичок замещает временно отсутствующего коллегу.

При этом в первых двух случаях по прошествии максимум года преподавателю все равно придется переизбираться на общих основаниях.

Что касается ситуации с замещением, то она разрешится с возвращением штатного работника. Очевидно, что временный работник сможет остаться лишь при наличии свободной ставки. И тогда ему придется проходить конкурс.

Как часто проводится конкурс на замещение должностей в вузе

В Приказе Минобрнауки №1536 от 4 декабря 2014 года со ссылкой на статью 332 ТК РФ была четко обозначена периодичность проведения конкурсного отбора научно-педагогических работников – один раз в пять лет. Но он уже не действует.

В актуальном на сегодняшний день Приказе Минобрнауки №749 от 23 июля 2015 года мы находим другую формулировку. Трудовой договор с членом профессорско-преподавательского состава может быть как срочным (до пяти лет), так и бессрочным.

В первом случае все понятно: закончился контракт — идем на конкурс, если хотим работу продолжить. Если отбор пройден, то достаточно подписать дополнительное соглашение о продлении найма.

Но возникает вопрос: нужно ли проходить конкурс педагогу, если срок трудовых отношений с ним не ограничен? Ответ — нужно.

Бессрочный договор защищает от «автоматического» увольнения по истечению оговоренного срока. Необходимость подтверждать профпригодность никто не отменял. Поэтому через 5 лет все равно придется идти на конкурс.

При этом законодательство предусматривает преимущественное право переизбрания для преподавателя, изначально занимавшего должность:

  • он проходит очередной конкурсный отбор;
  • ученый совет принимает положительное решение;
  • дается 30 дней на продление трудового договора;
  • если за 30 дней дополнительное соглашение не подписано, открывается вакансия.

Кроме того, если трудовые отношения по сроку не ограничены, член ППС должен раз в пять лет проходить аттестацию.

В какое время проводится конкурс

Как правило, трудовые договоры заключают с преподавателями с начала учебного года. Соответственно, подходят к концу они с завершением учебного года. Оповещают об этом заранее.

Как минимум за два месяца на сайте вуза публикуют список педагогов, чьи контракты истекают. Соответственно, указывают и должности, которые могут освободиться. Осведомиться об этом можно и в отделе кадров.

В течение учебного года конкурс на замещение должностей могут объявить, если:

  • у одного (или нескольких) преподавателей истек срок контракта, заключенного не с начала учебного года;
  • сотрудник уволился по собственному желанию, не дожидаясь окончания срока договора;
  • педагог вышел на пенсию по возрасту или состоянию здоровья;
  • администрация решила расширить штат.

Поэтому не стоит расстраиваться, если к первому сентября получить работу не удалось. Шанс может выпасть в любое время — нужно лишь отслеживать объявления на официальных сайтах интересующих вузов.

Как организуют отбор

За два месяца до проведения конкурса руководство обязано ознакомить претендентов со всеми условиями. Для этого на сайте оно размещает такие сведения:

  1. Перечень должностей и количество ставок. Для наглядности их приводят по каждой кафедре.
  2. Квалификационные требования к кандидатам.
  3. Место приема заявок. Особенно это актуально для крупных вузов, имеющих несколько корпусов по разным адресам.
  4. Срок подачи заявления. По закону он не может быть короче одного месяца со дня публикации информации.
  5. Место, дата и время проведения непосредственно конкурса.

Как правило, в университете есть локальный акт, подробно описывающий порядок проведения конкурсного отбора. Из него можно дополнительно узнать:

  1. Перечень и формы необходимых документов. Они обычно идут в качестве приложений к нему.
  2. Порядок рассмотрения претендентов на заседании кафедры.
  3. Регламент работы ученого совета.
  4. Особенности организации конкурса в конкретном вузе.

Так, например, НИУ ВШЭ создал 37 профильных кадровых комиссий, члены которых консультируют претендентов и проводят экспертизу их публикаций. На сайте вуза можно найти контактные данные и ФИО ответственных сотрудников.

МПГУ заранее уведомляет, что в рамках конкурса претендента могут попросить провести пробное занятие для оценки его педагогического мастерства.

Какие требования предъявляются к претендентам

Квалификационные требования устанавливаются в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития №1н от 11.01.2011. В третьем разделе этого документа подробно рассматриваются должности ППС.

Желающий стать ассистентом кафедры должен иметь диплом бакалавра или специалиста, а также стаж педагогической работы не менее года. Однако если кандидат учится в аспирантуре, его могут взять и без опыта работы в сфере образования. Аналогичные требования предъявляет закон к претендентам на должность преподавателя.

Вузы вправе (но не обязаны) требовать, чтобы базовое образование кандидата или его научная специальность соответствовали профилю кафедры. Например, такое условие выдвигает для соискателей ОГУ.

Кандидат на должность старшего преподавателя должен иметь:

  • высшее профессиональное образование (хотя в законе этого не указано, но специалистам и магистрам отдается предпочтение по сравнению с бакалаврами);
  • научно-педагогический стаж от трех лет;
  • при наличии ученой степени — стаж от одного года.

Некоторые вузы, например, ЮГУ, допускают, чтобы соискатель, не имеющий профильного образования, подтвердил свою компетентность опытом работы в соответствующей сфере.

От потенциального доцента законодательство требует наличия:

  • высшего образования;
  • ученой степени;
  • стажа научно-педагогической работы от трех лет;
  • ученого звания доцента (тогда к стажу требования не предъявляются).

Поскольку должность доцента занимает, как правило, уже сформировавшийся ученый, вуз вправе потребовать от претендента и определенных результатов научной деятельности. Так, Университет ИТМО требует не менее 4 публикаций в журналах ВАК и не менее одной — в журналах, индексируемых в Scopusили WebofScience.

Наконец, для выдвижения на должность профессора необходимо:

  • получить докторскую степень;
  • отработать в сфере образования и науки не менее 5 лет.
  • получить ученое звание профессора, чтобы можно было не подтверждать стаж.

Если вуз выдвигает требования к научным достижениям претендента на должность профессора, очевидно, они выше, чем в случае с доцентом. Нередко университеты отдают предпочтение ученым, не просто активно публикующимся, но и получившим признание в своей сфере. Так, РГПУ им. А.И. Герцена ставит дополнительную планку для потенциальных профессоров в виде индекса Хирша не ниже единицы.

Также рекомендуем: Как получить доцента и профессора

Как подготовиться к конкурсу

В общем виде подготовка сводится к сбору документов. Минобрнауки к заявлению просит приложить доказательства соответствия квалификационным требованиям. Также нужно подтвердить отсутствие препятствий к педагогической деятельности.

Более подробный список можно найти на сайте конкретного вуза. Чаще всего в него входят:

  • анкета или представление;
  • ксерокопии дипломов (о высшем образовании, о профпереподготовке, кандидата или доктора наук), сертификатов (о повышении квалификации), аттестатов (доцента или профессора);
  • медицинская книжка;
  • справка об отсутствии судимости;
  • список опубликованных научных трудов;
  • ксерокопии страниц трудовой книжки (для сторонних кандидатов);
  • рекомендация кафедры (для действующих сотрудников).

Совет!

Обязательно узнайте заранее, как должны быть заверены документы. Возможны такие варианты удостоверения подлинности:

  • осуществляется заявителем (пишете на каждой странице «Копия верна» и ставите свою подпись и дату);
  • осуществляется по месту подачи (копию заверяет сотрудник отдела кадров, принимающий документы);
  • осуществляется нотариусом (за это придется заплатить);
  • не требуется вовсе.

Знание этого порядка сэкономит много времени и бумаги.

Более глубокой подготовки требует предварительное испытание в виде пробного занятия. Здесь лучше всего заранее подготовить методическую разработку, раздаточный материал и мультимедийное сопровождение для лекции или семинара.

Процесс утверждения и согласования победителя конкурса

Если кандидат предоставил все необходимые документы в срок и не имеет препятствий к работе в сфере образования, его допускают к участию в конкурсе. Проводит его обычно ученый совет университета или факультета.

Как именно организовать процедуру — решает конкретная организация. Ознакомиться с порядком можно, прочитав соответствующий локальный акт. В общем виде конкурс проходит так:

  1. Ученый совет (или иной коллегиальный орган) собирается на заседание. Оно правомочно, если присутствуют как минимум две третьих членов.
  2. Претенденты на должность имеют право присутствовать на заседании. Но если кто-то из них не является, на ход конкурса и на его итоги это не влияет.
  3. Ученый секретарь и заведующий кафедрой выступают с докладами по документам, представленным кандидатами.
  4. Участникам конкурса также могут дать слово.
  5. Члены совета проводят тайное ание. Это требуется, даже если кандидат всего один.
  6. Кандидат, набравший более 50% , считается избранным.
  7. Если никто не набрал половины , назначают второй тур с теми же условиями. Но если кандидат был один, конкурс сразу же объявляется несостоявшимся.
  8. Если и во втором туре никто не получит необходимого процента , конкурс не состоится.

Итоги фиксируются в протоколе, на основании которого ученый совет выносит решение. Он вступает в силу с момент подписания. Далее секретарь готовит выписки по каждому из победителей и передает сведения в отдел кадров для заключения трудовых договоров. Сроки определяются каждым вузом индивидуально.

Практические рекомендации и советы

Что же нужно предпринять, чтобы с большей вероятностью получить желаемую должность в вузе? Рекомендуем обратить внимание на следующие моменты, которые в законе и инструкциях не прописаны:

  1. Выбирайте желаемое место работы заранее. Университеты крайне редко публикуют вакансии на сайтах поиска работы. Отслеживать их нужно прицельно — на официальных сайтах конкретных организаций.
  2. Налаживайте контакты с кадровиками или заведующими кафедрами. Некоторые вузы предпочитают по старинке брать «своих». Так вам заранее сообщат, когда стоит подать документы.
  3. Оформляйте документы предельно внимательно. Умение выполнять бумажную работу для преподавателя важно не меньше способности читать лекции.
  4. Не прерывайте научную деятельность. Даже если вы временно не работаете или трудитесь в другой сфере, продолжайте писать. При отборе обращают внимание количество публикаций не только в целом, но и за последние 3-5 лет.
  5. Повышайте квалификацию. Не ограничивайтесь списком курсов, предлагаемым местным департаментом образования или вузами по соседству. Пользуйтесь электронными возможностями — демонстрируйте свой широкий кругозор.
  6. Смотрите в будущее. Готовясь к конкурсу в любой вуз (даже небольшой и непримечательный), поглядывайте на лидеров отрасли. Какие требования предъявляют они? К примеру, если они требуют от ППС наличия разработанных курсов МООК сегодня, вам это может пригодиться завтра. Так почему бы не начать прямо сейчас?
  7. Не стесняйтесь. Показывайте максимум достижений, делайте акценты на своих преимуществах. Это может быть быстрая защита диссертации после окончания аспирантуры, участие в федеральных или международных научных или образовательных проектах, получение грантов и многое другое.

В целом пройти конкурс на замещение должности профессорско-преподавательского состава не сложнее, чем устроиться в крупную компанию. Разве что самопрезентация здесь более формализована — и в некотором смысле это упрощает задачу.

Также рекомендуем: Резюме преподавателя вуза

А чтобы вам было еще легче, предлагаем ознакомиться с бланками документов, которые обычно предоставляют кандидаты.

Заявление на имя ректора (МПГУ)

Анкета доцента (РГПУ им. А.И. Герцена)

Отчет о проделанной работе (ОГУ)

Список опубликованных научных, учебно-методических работ, патентов (по форме Минобрнауки)

Информация о публикационной активности (РЭУ им. Г.В. Плеханова)

Квалификационный лист  и Система показателей в баллах для проведения оценки претендентов на вакантные должности  (МИСиС)

Рекомендация кафедры  (ВШНИ)

Источник: https://moluch.ru/information/kak-prohodit-izbranie-po-konkursu-prepodavatelej-v-vuzah/

Необразованная молодёжь. Ответ преподавателя-совместителя

Увольнение преподавателя вуза как ппроходит

30 сентября пользователь aleshqqa1337 опубликовал искренний и, в целом, правильный пост “Необразованная молодёжь”. Я понял, что не могу не ответить. Писал , писал… И в итоге решил написать пост.

Кратко о себе (это важно): работаю программистом-исследователем в сфере ИБ. Сейчас в крупной российской компании, до этого в двух банках, ещё до этого в небольшой инновационной ИБ компании. Преподаю в МГТУ им.Баумана более трёх лет… И тоже много что насмотрелся.

Тем не менее “угол зрения” aleshqqa1337 на мой взгляд немного не правильный. Это статья написана не для критики, а скорее для того чтобы дополнить картину того, что в целом происходит с техническим образованием в России.

Начнём издалека

Никого не хочу агитировать за советскую власть, речь не о политике, но в СССР:

  1. Была хоть и во многом убогая, но более самостоятельная экономика
  2. Эта экономика требовала большого количества кадров, в том числе интеллектуальных.

Это не значит, что в современной России все плохо. Просто очень многие отрасли экономики, в том числе технические сильно просели. В Бауманке есть очень много кафедр, которые объективно экономически не сильно востребованы. Что делать с преподавателями? Увольнять? Переобучать? Это больной и не праздный вопрос…

А что с русским IT? В лихие 90-е мало мало людей из IT пошли именно в преподавательскую деятельность. Да и сейчас если и идут, то либо из-за того, что больше пойти не куда; либо из-за совмещения науки и образования (“рыцари науки”) либо как я — люди из отрасли, которые раз в неделю по вечерам читают студентикам и сеют доброе и вечное.

Итак, существует три типа преподавателей:

  1. “рыцари науки” — их очень мало, но они ещё есть. В том числе среди молодых. Их нужно занести в красную книгу и беречь
  2. штатные преподаватели. — к сожалению уровень их сильно и сильно падает. Это системная проблема.
  3. преподаватели совместители. — они есть, но нет политики их привлечения и удержания (об этом чуть ниже).

О зарплатах

Предположим, что кто-то действительно хочет именно преподавать.

Смотрите. Я работаю на 0.1 ставку и получаю 2000 рублей. Следовательно если бы работал бы на полную, то получал бы 20000. Если я не москвич и мне нужно снимать квартиру за условные 35000, то для того чтобы жить и питаться гречневой кашей нужно работать на две ставки. Поэтому без звания к.т.н.

прожить вообще не возможно. Отсюда другая проблема — проседание отечественной науки, т.к. 95% кандидатских работ просто ужасны (цифра взята не из головы. Только 1/20 действительно хоть что-то из себя представляет). И все на это закрывают глаза.

Отсюда обыкновенный цинизм так называемых “людей из науки” (не путать с “рыцарями науки”)

Я понимаю, что не хлебом единым сыт человек. Но для всего есть свои пределы. Если желудок прилипает к рёбрам — не до преподавания

О методе финансирования

Возвращаемся в страну советов. Раньше выделяли деньги на поток. Таким образом при отчислении студента не нужно было никому уменьшать премии. В современной России деньги выделяются на студента. И весьма неплохие, в зависимости от ВУЗ-а, кафедры это 50-150 т.₽ на нос!

Именно поэтому отчисление — крайняя мера даже в МГТУ… Как следствие — проседание образования.

О политике к преподавателям-совместителям

А её нет! Ну совсем нет. Например я уже три года преподаю и регулярно мне ставят пары где-нибудь в час дня. Я иду на кафедру (отпрашиваюсь с работы) и прошу поменять. Со скрипом, скандалами — меняют.

И это продолжается из года в год. Зачем так делать? Один мой знакомый, успешный стартапер, просто устал и махнул рукой.

Как следствие — кафедра потеряла талантливого человека из отрасли, который не одного студента “в люди вывел”.

Говорят, что в новом вузе Московском Политехе, якобы, другая политика. Не знаю — поживем увидим.

О рыцарях науки

Именно эти люди дают фундаментальное образование. Ребята, поверьте — оно вам нужно. Но если вы студент — не сейчас. Вначале вы будете джуном, потом мидлом… И тут окажется, что без фундаментальных знаний вы будете вечным мидлом…

К сожалению этот вид людей, как я уже писал, исчезающе мал. Большая часть к.т.н. — шарлатаны, они “душат” и, давайте без фарисейства, ненавидят талантливых, способных молодых ученых. Прямо как по Карлу Марксы — классовые враги.

О бюрократии

На примере МГТУ. Начиная с отставки И.Б.Фёдорова с поста ректора МГТУ в Бауманке идут “бюрократические процессы”. Об этом можно книгу написать, но говоря на пальцах бюрократы просто выжимают “рыцарей науки” на обочину. Объективно понять этот процесс снаружи нельзя — и там к.т.н и здесь к.т.н.

Доходит до смешного. Если ещё 5 лет назад можно было зайти в аудиторию и на птичьих правах собрать студентов и провести доп.семинар, то теперь нужно все и везде согласовывать. Кажется, что это правильно. Но на практике превращается просто в заунывный маскарад и я уже смирился. Талантливых студентов просто зову к себе в гости на работу, либо мы встречаемся в кафе — и работаем.

В других ВУЗ-ах по другому? Отвечу по-станиславски: “не верю!”

Об унижении рыцарей науки

Для поднятия жизненной мудрости (сейчас это модно называть soft skills) неоднократно бывал на бюрократических формальных сборищах. На них систематически и регулярно унижали “рыцарей науки”.

Говорили, что они неправильно преподают, неправильно ведут экзамены, занижают оценки, требовательны к отличникам и т.д. и т.п.

На практике — это просто регулярная хитрожопая травля, чтобы уровень власти “рыцарей науки” свести к нулю и тем самым укрепить власть “бюрократии”.

Это не имеет никакого отношения к образовательному процессу? Нет, имеет. Это закулисье. И именно “бюрократия” формирует политику

Потеря культуры

Долго думал, писать этот параграф или нет… Попил кофе и решил написать. Понимаю, что многие читатели встретят мою точку зрения “в штыки”, но все же — мы постепенно теряем культуру, в том числе и в IT.

Например замещаем русские слова иностранными там, где это не нужно. Я не против слова “мониторинг” или слова “митап”, т.к. аналогов им нет. Даже не против слов “джун” и “мидл”, хотя им можно найти аналог. Но неделю назад услышал “многониточное программирование” вместо “многопоточного” и немножечко приуныл…

Мы смирились с введением в русскую речь выражений “поднять скилы”, “запушить комит”, “затеймплейтить модуль”, “захардкоженная прога” и т.д.

Есть точка зрения, что речь не сказывается на профессиональном уровне. Лично я считаю, что это не так.

Что делать?

Опустим вопрос “кто виноват” — оставим его историкам и социологам и зададим более важный для будущего страны вопрос: что делать?

Выскажу свою (разумеется субъективную) точку зрения.

Будущее за следующими типами взаимодействия:

  1. Школы от компаний. Например ШАД Яндекса
  2. Некоммерческие образовательные организации. Например MoscowPython
  3. Система как в Звёздных Войнах: мастер –> падаван. Учитель — ученик.
  4. Свободные площадки для размещения образовательного и/или профессионального контента. Например Хабр

Что будет с классическим образованием? То что очень важно (военка, например) конечно выживет и останется. Остальное сильно измениться и по факту станет винегретом из вышеперечисленных четырех пунктов, только за государственный счет.

Что делать студентам?

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

Жестоко, согласен.

Но никак иначе. Самообразование, чтение хороших книг; знакомства со специалистами; посещение meet-up-ов.

Никто, нигде, ничему вас не научит. Никто вас не возьмет как кусок необработанной глины и не сделает из вас вазу. Вы сами должны учиться, сами искать где, что и от кого можно полезное получить.

Войти в IT трудно — но можно. Все в ваших руках.
Успехов вам, ребята!

Источник: https://habr.com/ru/post/339208/

Без проблем
Добавить комментарий